четверг, 19 сентября 2013 г.

Плавающие дети. Учить или не учить младенца плавать?

Пост взят из блога Лены Даниловой. Оригинал тут.
Еще лет десять назад в ответ на такой вопрос я бы ответила, что скорее нет, чем да. И ответ был бы выстраданным, проверенным, что называется, на своей шкуре. Потому что, вырастив троих детей, занимаясь с ними со всеми с младенчества плаванием в бассейне с опытными инструкторами, я получила следующие результаты: сын Миша начал плавать около восьми лет, дочь Лиза в семь лет, дочь Катя в девять лет.
Когда родился мой сын, я только краем уха слышала, что есть такие клубы (почти подпольные в те времена), где учат младенцев плавать. Когда Мише было около пяти месяцев, я, наконец, нашла такое место – бассейн, где обучали малышей плавать.
Мы стали ездить на занятия. Ездили регулярно, не пропуская ни одного занятия. К десяти месяцам Миша хорошо держался на воде, мог спать на воде на спине. Пару раз к нам в бассейн приезжал основоположник младенческого водного тренинга – знаменитый Игорь Борисович (далее – ИБ) Чарковский. Он работал со всеми младенцами, которые там были. И Миша тоже не избежал прикосновения ИБ. После проныривания, длившегося около получаса, Миша спал примерно пять часов, не шелохнувшись. Я одела его, довезла до дома на автобусе, а ребенок продолжал спать.
В бассейне, куда мы ходили главным действующим лицом была знаменитая ученица ИБ – Марина Дадашева. Вместе со мной в бассейн ходили десятки мамочек, все были увлечены плаванием, закаливанием младенцев, делали динамическую гимнастику (далее ДГ).
Некоторые (подчеркну – НЕКОТОРЫЕ) из детей делали попытки плавать. Но реально плавающими детьми были только дети самой Дадашевой. А их у марины было много – 10 человек. В бассейне с ней всегда было 4-5. то есть, было на что посмотреть. Даже самый младший – Игорек, который был чуть младше моего Миши, тоже плавал!
А мой сын, так и не начал плавать. Мало того, каждое занятие было для нас преодолением крика и страха. Единственное, что сын делал, это вцеплялся в меня мертвой хваткой. А стоило начать отрывать малыша от мамы, начинался жуткий рев.
Мне тогда казалось, что главная наша беда в том, что мы неправильно действовали с самого рождения. Вот если, думала я, Мишка имел возможность плавать с рождения, тогда бы у нас все было. Но если бы он родился в воду, как большинство окружавших меня детей в бассейне, то, наверно, плавал бы вообще, как рыба.
В год Миша с удовольствием плескался на бережку Рижского залива в Юрмале. Но это была лебединая песня. Приехав домой, в Россию, оказавшись на речке Клязьме, ребенок впадал в жуткий крик. Далее – несколько лет даже поднести его к воде было невозможно. Ни на речке, ни на море, ни в бассейне, ни в бане, куда мы ходили раз в неделю. Только дома мог входить в ванну, любил поиграть с водой. Но плескаться в ванне не хотел, играл с водой, налитой в тазик, стоящий на дне ванны.
Следующий ребенок – дочь Лиза родилась в воде – дома в ванной (естественно, я рожала не одна и после длительной серьезной физической подготовки). И плавать начала с первых же дней. Буквально сразу после рождения.
Первые месяцы жизни мы плавали дома в ванне по 5-7 раз в сутки. Мы всё делали так, как нас учили. Проныривания по Чарковскому в довольно прохладной воде. Один-два раза в неделю – бассейн. Раз в неделю – баня.
В полгода наша Лизавета стала упираться ручками в стенки ванной и нырять отказывалась. Только через крик и насильственное «скручивание». Вскоре я поняла, что делать этого не могу. В бассейн мы еще некоторое время ходили, но совершенно безуспешно.
Через четыре года родилась дочь Катерина. Родилась тоже в воде, в небольшом домашнем бассейне. Рожала я ее тоже, конечно, с серьезной подготовкой и не одна (в присутствии опытной акушерки).
Плавать с Катей с рождения с проныриванием мне не хотелось. Мы очень нежно и спокойно просто водили ее по водичке, брызгали водой на лицо по команде «ныряем».
Когда Катюше было около пяти месяцев, ко мне стала приходить моя близкая знакомая, тоже ученица ИБ и заниматься с Катей в ванной. Через несколько занятий Катя плавала на спине сама. Но как я сейчас понимаю, внимательно разглядывая фотографии, плавала она (держалась на воде) только потому, что в процессе занятий малышка глотала много воздуха и животик просто раздувался. Воздух в животе держал малышку на плаву, кроме этого, она очень напрягалась. В общем, плавания как такового не было. Был просто «дрейф» по поверхности воды.

Занятия плаванием пришлось оставить по той же причине, что и с Лизой. В один «прекрасный» момент малышка стала кричать и упираться в стенки ванны.
Детям, о которых я писала, сейчас 16, 14 и 10 лет.
Как уже рассказывалось, всё научились плавать уже в школьном возрасте.
Лучше всех плавает сейчас Лизавета. Она несколько лет раз в неделю сама добровольно ходила в бассейн плавать. Плавает далеко, очень вынослива.
Миша плавать любит, может плавать быстро, хорошо ныряет. Но выносливостью, то есть, плаванием на длинные дистанции, не отличался.
Катерина очень долго боялась воды. Панически, с криками! Не давала притронуться к себе, находясь даже метрах в десяти от воды. Однажды добрые родственники решили искупать ее, затащили насильно в воду, и она чуть не утонула, очень испугалась. Это было примерно лет в пять. Вот с тех пор до прошлого лета наша Катюшка к воде не подходила вообще. Даже ноги мочить отказывалась. Единственный водоем, который она признавала – надувной бассейн, где воды по колено. В нем она могла лежать и бултыхаться часами.
Перелом в ситуации произошел прошлым летом (в 9 лет), когда она сама потихоньку стала входить в воду, получив со всех членов семьи обещание до нее не дотрагиваться. Плескалась на мелководье с удовольствием.
Мы живем рядом с чудесным озером, все лето она имела возможность купаться в нем по два-три раза в день. А раз в неделю – купалась в море. Только после этого боязнь воды стала отступать.
И основной – решающий удар по страху перед водой был нанесен этой зимой, когда мы жили у бабушек в Москве почти два месяца. И Катя полтора из них ходила в «Олимпийский» в секцию прыжков в оду. Там ее научили отлично нырять и не бояться плавать там, где нет под ногами дна. Теперь она ныряет и плавает везде, где хочешь.
Имея такой опыт, я, конечно, отвечала на вопросы о младенческом плавании очень скептически. Скажу и сейчас, что за несколько лет хождения в московские бассейны, где учат плавать крошечных деток, я видела не более десятка плавающих до года малышей. Да пару десятков плавающих в два года.
А сколько я видела плачущих и кричащих малышей! Озадаченные глаза мамочек, удрученных, можно сказать, тем, что у них ничего не получается.
Я перестала верить в то, что младенцы могут плавать. Плавающие младенцы остались для меня на черно-белых фотографиях самиздатовских брошюр о методе Чарковского, изданных еще в советское время.
Полтора года назад у меня родилась дочь Санечка – маленькое солнышко. Вопрос о младенческом плавании вообще не стоял. Имея большой «опыт» в этом вопросе, я не сомневалась в дальнейшем сценарии. Начало, плач младенца, настаивание на своем до тех пор, пока ребенок не научится за себя постоять.
Несколько лет назад, когда еще Лизавета была маленькой, я дружила с одной мамочкой, которая была настолько мудра, что не стала заставлять своего ребенка нырять насильно. С самого нежного возраста она просто давала ему полежать в воде, поиграть с игрушками. Ребенок получал удовольствие от лежания в ванной. к полутора годам совсем не боялся воды, с удовольствием мог сам опускать голову под воду, не боялся задерживать дыхание. На момент Сашиного рождения этот опыт казался мне наиболее гармоничным. К этому времени я уже описывала именно такой опыт в паре своих книжек. Потому всё остальное, что я видела, приносило только слезы.
Вот именно по этому пути я и решила пойти.
Сашеньку почти с рождения мы клали в ванну на мягкий резиновый коврик. Она отлично держала голову сама. А я придерживала руку под ее подбородком на тот случай, если она устанет и опустит голову.

Мы поливали ей водичку на голову со словами «ныряем».
Но постепенно зашли в тупик. Что делать дальше? Дальше лить воду на голову? Сколько можно! Малышка и так уже поняла, что надо задерживать дыхание.
Просто окунать в воду? Проводить под водой?
Было как-то боязно, что ли. Непонятно, как идти дальше….
А главное, что малышка начала возражать против купания! Приходилось давать ей игрушки, увлекать чем-то. Но любви к купаниям не наблюдалось.
Перелом в ситуации произошел после того, как я в один прекрасный день по мудрому совету одной мудрой мамы залезла вместе с Санькой в ванну. Она была счастлива в воде! нелюбовь к купаниям прошла, появилась улыбка на лице.
А дальше – во дворе появился бассейн (мы живем в частном доме). И в этом бассейне мы проводили по полчаса и больше два-три раза в день.
Начали мы и нырять, и плавать.

Но всё, конечно, не в один день. Всё постепенно, аккуратно, с любовью.
Ныряния были однократные – не ритмичные (по ИБ). Плавание – на короткое расстояние – малышка сидела на дне, отталкивала и проплывала к маме метр-полтора. Одновременно с этим мы раз-два в день плавали в озере около дома. Пускали Саньку плыть от мамы к старшему брату или сестре, ныряли вместе – обнявшись, подкидывали, а она плюхалась в воду и сама выныривала.

Потом были две недели на море – каждый день занятия в воде по полчаса два раза в день.
И тут просто начались чудеса! Малышка моя и плавала (мама отходит, а Саша за ней), и ныряла, и правильно дышала при ритмичном проныривании (ныряли в положении стоя). И сама отталкивалась и плыла к маме от берега метра два-три. И подбрасывала Саньку мама высоко, а малышка с улыбкой плюхалась в воду и выныривала сама.

Вернулись домой, продолжали купаться в озере. К восьми месяцам она уже плавала, как дельфиненок. Начала сама разворачиваться – поворачивать голову из воды для вдоха.
Это была сказка, которая происходила, как будто, не со мной.
Но наступила осень, озеро и море стали недоступны, бассейна нигде рядом не было. В ванной Санька только играла – не воспринимала ванну, как место для плавания.
Словом, к году, когда мы впервые оказались снова в бассейне (в только что открывшейся рядом с нами сауне), наша девочка не то, что плавать, отрываться от мамы в воде не хотела. И горько плакала, если я пыталась поиграть в какие-нибудь наши с ней водные игры.
Это был крах!
Что делать дальше?
Мы стали ходить в сауну раз в неделю, чтобы хоть как-то пробовать восстановить навык. Но никаких сдвигов вообще не было!
Сразу, после того, как малышке исполнился год, мы оказались в Москве.
Здесь мы встретились с Игорем Чарковским. Это, несомненно, удивительный человек! После часа рядом с ним хочется посвятить остаток жизни продолжению его дела. В его присутствии наступает какое-то ощущение нереальности, состояние подъема, эйфории.
Чарковский позанимался с Сашей всего три дня (буквально по часу). Иногда мне казалось, что это сказка, что мы оказались рядом с ним. Иногда, когда он применял наиболее сильные из своих методов, хотелось срочно прогнать его, потому что было жалко малышку. Казалось, что она мучается в руках Игоря Борисовича. Она, действительно, иногда горько плакала в процессе занятий. А иногда с блаженным выражением лица замирала и постепенно засыпала, продолжая нырять и нырять.
Обратились мы к Чарковскому не просто так. У Сани были явные проблемы с ножками. Нам ошибочно поставили довольно серьезный диагноз и нам грозило пребывание в гипсе в течение года. Или шанс – попробовать обратиться к Чарковскому. Диагноз, слава Богу, был быстро снят. А прозанимались мы всего три дня.
Когда мы расстались с ним, я была уверена, что ничего подобного с Сашей делать сама не буду. Мне казалось, что метод все-таки жесткий, что Саша будет на меня сильно обижена, если я начну так же серьезно работать с ней в воде.
Еще месяц после этого мы оставались в Москве и ходили в бассейн, где занимались плаванием такие же карапузы, как Санька.
К слову хочу заметить, что попадали мы в две разные группы – к двум разным тренерам.
У одного тренера (женщины) на пятьдесят малышей, находящихся в воде, я видела только одного плавающего двухлетку. Остальные младенцы и малыши постарше или орали при попытках родителей вместе с тренером что-то сделать. Или просто бултыхались с мамами – безо всякого плавания и ныряния.
В другой же группе (тренер – мужчина) было много малышей, которые без страха отплывали от мамы и плыли к бортику, проплывая 3-4 метра. Были ребятки 2-3 лет, которые ныряли под воду за палочкой, которая стояла на дней. Но главное – в этой большой группе никто не плакал! Это было удивительно! Особенно по сравнению с другой – параллельной группой.
А что же мы с Санькой?
Мы приходили в бассейн и начинали нырять. Не так, как Игорь Борисович, более мягко, более плавно. Но ритмично и, иногда, подолгу.
Я отпускала Сашу плавать – от себя к бортику. Сначала на метр, потом больше.
Мы вместе освоили весь бассейн – 25 метров. Я отходила, она плыла за мной, а я лишь поднимала ей голову для вдоха. Так мы проплывали по восемь раз туда и обратно весь бассейн.
Она начала сама нырять! Я ее просто держала, а она ритмично опускала голову в воду и выныривала.
Иногда мы купались так интенсивно, что Санька засыпала прямо во время занятия.

Приехали домой и стали ходить в бассейн к своим знакомым (бассейн тоже только появился у них в доме – построили для своей малышки).
Проныриваться Санька отказывалась. То, что мы делали в Москве, почему-то вызывало у нее резкое сопротивление.
Но мы продолжали заниматься, немного ныряли, немного плавали – насколько это может позволять бассейн длиной и шириной всего в два метра. Занимались каждый день, кроме выходных почти два месяца подряд.
И Санька снова поплыла, снова стала нырять, научилась нырять с бортиков бассейна, лихо шагая в воду. Плавала она всё лучше и лучше – сначала ноги у нее бултыхались внизу, а через месяц – малышка уже лихо шлепала ими по поверхности воды, что придавало плаванию большую скорость.

В общем, весной, когда снова можно было ставить бассейн во дворе и плавать в озере и в море, Санька уже многое умела. А, начав плавать в открытой воде, стала делать всё большие и большие успехи.
Словом, совершенно не прошли даром наши занятия в младенчестве. Мы прошли путь от совершенно не плавающего малыша, через проплывающему с небольшой маминой помощью 400 метров (в январе), до свободно плавающего в морских волнах полуторалетнего карапуза.
Главное планомерные регулярные занятия и помощь мамы в воде!

Санька подрастала, а любовь к воде, почти что страсть – сохранялась и развивалась!
И в два., и в три года Саша могла часами плавать в море, в озере, в бассейне. Был у нас один небольшой “провал”, когда мы долго были в Москве и не могли много плавать. Примерно в два с половиной года. И пару месяцев потом летом на море Саша к воде даже не подходила. Но в один прекрасный день её старшая сестра, которая была не в курсе её проблем, по привычке пошла с ней в море. И Саша снова стала плавать! В тот день и все последующие дни мы не могли вытащить её из воды после двух часов беспрерывного плавания.
Больше проблем не возникало никогда. И в четыре и в пять лет и до сих пор (ей сейчас 7) – любовь к воде не прекращалась.
Вот еще немного Саньки в воде.
5 лет

Теперь, в свои семь лет, Саша уже плавает настолько расковано, что на отдыхе в Дахабе в течение полутора месяца успешно занималась в группе по фридайвингу. На фото – Саша с Леной Фокиной.

Прекрасно обстоят дела и у Василия. Его путь к воде был менее тернистым и стабильным. Он всегда плавал – с самого рождения. И не смотря на перерывы, всегда хотел плавать.
Вася в год
Вася подводный…

Под водой вместе с мамой

Плывет. Вид снизу

Васе 2,5 года

3 года

Ну и еще чуть-чуть “плавательных” Васиных фото. 3,5 года. В городском бассейне в городе Манта в Эквадоре.

Для чего я так подробно описываю наш путь к воде?
Для того, чтобы показать, что, не смотря на сложности, возможно всё!
Мы начинали, вообще не мечтая о том, что хоть что-нибудь получится!
А получилось очень и очень здорово!
Что я могу посоветовать мамам, которые начинают?
Занимайтесь как можно чаще. Раза в неделю – слишком мало. Да и два раза в неделю очень мало. Если есть возможность, занимайтесь каждый день. Хотя бы в домашней ванне.
Ну и главное – будьте вместе малышом! Залезайте с ним вместе в ванну! Я знаю, что некоторые мамы ставят дома в городской квартире надувные бассейны, лишь бы быть с малышом в воде!
Не обманывайте ребенка, не окунайте его сами, морщась от ужаса или неуверенности. Ныряйте вместе, с улыбкой. Ныряйте сами у него на глазах. Тогда успех обеспечен!
Будьте уверены! Ваша уверенность передается малышу так же, как ваша неуверенность!
Будьте нежны к ребенку! Он это почувствует!
Не бойтесь, что произойдет что-то плохое – малыш почувствует ваш страх.
Не обманывайте ребенка – ныряйте вместе с ним!
И вы будете счастливы вместе в самой прекрасной стихии – в воде!

Комментариев нет:

Отправить комментарий